Маркиз де Сад Ложь
...все лгут. Позвольте вас спросить, в свете сказанного: может ли человек искренний не потерпеть крах в обществе лжецов! Если правда, как некоторые заявляют, что добродетель полезна в обществе, то каким образом тот, у кого нет ни воли, ни власти, ни иных даров судьбы - а таких большинство - как же по-вашему, я спрашиваю, подобное существо может обойтись без притворства и обмана, чтобы заполучить для себя те крохи счастья, которые отнимают у него соперники? А в сущности, это и есть добродетель или, скорее, это личина добродетели, которую становится необходимым напяливать человеку, живущему в обществе. Видимость - это все, что требуется. Не достаточно ли нам демонстрировать лишь свою внешность, когда мы знаем, что все в мире ставят друг другу палки в колеса, насмехаются над ближним и отпихивают друг друга локтями? Кроме того, очевидно, что добродетель полезна только тому, кто ею сам обладает остальные извлекают из нее так мало выгод, что важным становится лишь то, что человек, живущий в обществе, выглядит добродетельным, но является ли он таковым в действительности или нет - уже дело десятое. А вот ложь - это почти всегда гарантия успеха. У лжеца всегда есть изначальное превосходство над тем, с кем он ведет дело или переписывается: ослепляя его фальшивой видимостью, лжец добивается доверия к себе, и это самое главное: убеди других довериться тебе - и ты победил. Если я замечу, что кто-то обманул меня, то в этом только моя вина. И обманщик останется только в выигрыше, ибо я не буду жаловаться из гордости. Его превосходство надо мной будет установлено навсегда, он будет прав, а я буду неправ, он опередит меня, а я - застряну, он - все, а я - ничто, он обогатится, тогда как я разорюсь, короче, все время возвышаясь надо мной, он завоюет общественное мнение. Едва это произойдет, бессмысленно взывать к справедливости: меня просто не услышат. Дерзко и непрестанно будем предаваться самой пакостной лжи, давайте рассматривать ее как ключ ко всем милостям, ко всем благам, ко всем репутациям и ко всем богатствам. И пусть легкое угрызение совести от свершенного одурачивания затмится острым удовольствием, которое нам дает испытать порочное поведение. |
начало стихи рассказы библиотека ссылки гостевая copyright © 1997-2004 Yuri N. Novikoff
|